О профессии авиадиспетчера



Каждые 4 секунды где-то на Земле поднимается в небо самолет. Это значит, что в год по воздушным трассам курсирует около восьми миллионов воздушных судов и каждое из них находится под непрерывным контролем авиадиспетчера. В среднем до двух десятков самолетов одновременно находится в поле зрения авиадиспетчера, а один самолет- это 200-300 пассажиров. И это колоссальная ответственность! Безопасность многих сотен и тысяч людей находится в прямой зависимости от профессионализма диспетчера управления воздушным движением. Поэтому диспетчер не может позволить себе быть не профессионалом.

Авиадиспетчер - регулировщик движения в воздушном пространстве. Он поддерживает постоянную связь с экипажами воздушных судов, передавая им необходимые команды и информацию об условиях полета. Только с его разрешения экипаж воздушного судна может начать набор высоты, совершить посадку или уйти на запасной аэродром. В своей работе авиадиспетчер использует знания воздушной навигации, авиационной метеорологии, строго установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом всю его деятельность.
Работа диспетчера управления воздушным движением всегда считалась особой. Редко кто видел или слышал диспетчера за работой, поэтому мало представляет себе, как это. Еще это огромная ответственность, и еще раз ответственность. Такие ассоциации возникают обычно при слове «авиадиспетчер».

Люди этой профессии стрессоустойчивы и выносливы. Главное из профессиональных качеств авиадиспетчеров- умение оставаться спокойным и уверенным в себе, в любых ситуациях. Необходимо мгновенно реагировать на изменения обстановки и действовать соответствующим образом. Зачастую на принятие решения отводится не более 20 секунд. Авиадиспетчеры обладают пространственным мышлением, имеют отличную память, владеют английским языком, используя его в работе.

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий в мире. Поэтому важным фактором в работе диспетчера является состояние здоровья. Диспетчеру необходима ясность мыслей и максимальная сосредоточенность на работе. С повышенной температурой или артериальным давлением управлять воздушным движением он не может. За этим следит медицинский персонал, который тщательно проверяет диспетчера на наличие отклонений здоровья перед заступлением на дежурство.

Профессия диспетчера УВД очень ответственна и интересна. Учитывая это, труд диспетчера достойно вознаграждается.
Государством и предприятием для работников предусмотрено много социальных льгот, гарантий и компенсаций, из которых можно отметить такие как:
  •  сокращенная продолжительность рабочего времени- 36 часов в неделю;
  •  доплата к тарифным ставкам (окладам);
  •  надбавка к должностным окладам за выслугу лет;
  •  дополнительный отпуск;
  •  бесплатный проезд к месту проведения отпуска и к месту санаторно-курортного лечения (и обратно), а также билет со скидкой 50% тарифа на одного члена семьи;
  •  право выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях- мужчинам в 50 лет, женщинам в 45 лет. В районах крайнего севера и приравненных к ним- мужчинам в 45 лет, женщинам в 40 лет и т.д.

Профессиональные требования


Профессиональные качества, которыми должен обладать авиадиспетчер, это:
- способность организовывать свою деятельность во времени;
- ответственность;
- предусмотрительность;
- пунктуальность, педантичность;
- острота зрения, острота слуха;
- слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы);
- глазомер линейный, угловой, объемный;
- глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
- способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне;
- цветовое восприятие;
- избирательность внимания;
- развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов);
- помехоустойчивость внимания;
- умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
- ассоциативность мышления;
- аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
- стратегическое мышление;
- хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти);
- координация движения рук и ног;
- хорошее общее физическое развитие- выносливость, координированность, сила, быстрота;
- отсутствие дефектов речи, хорошая дикция;
- способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе;
- умение четко и кратко и четко формулировать информацию;
- сохранение работоспособности при развивающемся утомлении;
- активность;
- быстрота реакции;
- выносливость к эмоциональным нагрузкам;
- организаторские способности;
- способность действовать четко в экстремальной ситуации;
- способность работать в команде;
- умение правильно и эффективно распределять время.

Требования по состоянию здоровья

Диспетчер управления воздушным движением может осуществлять свою деятельность только при наличии действующего медицинского заключения.
Медицинское заключение диспетчеров УВД выдается врачебно-летной экспертной комиссией (ВЛЭК) на основе проведенного обследования в соответствии с положениями Федеральных авиационных правил, регламентирующими порядок медицинского освидетельствования.
Медицинское заключение о признании годным к работе является неотьемлемой частью свидетельства диспетчера УВД.